Положение о разработке, структуре и порядке утверждения общеобразовательной общеразвивающей программы

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образовния
«Быковский дом творчества»

Утверждаю:
И.о. директора
МКУ ДО «Быковский ДТ»
Hex Т.М.
Приказ №___от oh.
о

Положение
о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы

Положение принято на заседании
педагогического совета
Протокол
от 0 3 ОУ, ЛОМ7?

Р.п. Быково 2020

1.Общие положения
1.1 Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы МКУ ДО «Быковский ДТ»
(далее - Положение) разработано с учетом:
- п. 9 ст.2; ч.5 ст.12; ч .1,2,3 ст.13, п.1, п.6 ч.З ст.28, ч.2, ч.4 ст.75
Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11. 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим
программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №41 от
04.07.2014 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (СанПин 2.4.4.3172-14);
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О
направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы");
- Приложения к письму комитета образования, науки и молодежной
политики Волгоградской области от 21.08.2019
№
16-03-06/3755
«ТРЕБОВАНИЯ к дополнительным общеобразовательным программам,
определенным в муниципальном районе (городском округе) для включения в
реестр сертифицированных программ»;
- Устава и локальных актов учреждения.
1.2. Положение устанавливает единые требования к разработке,
структуре и оформлению, а также регламентирует порядок принятия и
утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МКУ ДО
«Быковский ДТ» (далее - Учреждение).
1.3. Единые
требования к структуре и оформлению, порядок
принятия и утверждение дополнительной общеразвивающей программы,
установленным
данным
Положением,
не должны
противоречить
нормативным правовым документам.
1.4. Дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается
и принимается к реализации с учетом следующих характерологических
свойств дополнительного образования:
- предоставление обучающемуся, преимущественно в возрасте от 5 до
18 лет свободы выбора образовательной области, образовательной
программы, объема учебного материала и темпа его освоения;
- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение
и самореализацию;
-расширение возможностей удовлетворения разнообразных интересов
обучающихся и их семей в сфере образования;
- развитие дополнительного персонального образования как ресурса
мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
-отсутствие
образовательных
стандартов
(содержание
дополнительного
образования
определяется
в
не
ограниченном
образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека);

- соответствие выявляемым на системной основе образовательным
интересам и запросам обучающихся;
- направленность содержания на развитие у обучающихся мотивации к
познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого
потенциала личности, ее образовательной активности;
- деятельностный
характер
образовательного
процесса,
его
направленность на организацию социального опыта обучающегося,
формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности;
- отсутствие сравнения достижений одного обучающегося с
достижениями другого;
- оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых
ценностей;
- сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с
обучающимися.
1.5. Дополнительная общеразвивающая
программа
(далее
Программа)
нормативно-управленческий
документ,
отражающий
содержание дополнительного образования, разработанный по одной из
направленностей дополнительного образования и представляющий комплекс
средств воспитания, обучения, оздоровления, развития обучающихся,
реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в
соответствии с социальным заказом.
1.6. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются
педагогами дополнительного образования самостоятельно с учетом Типовых
требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам. При разработке дополнительных общеразвивающих программ
учитываются направленность образовательной деятельности, уровень
освоения, возраст, уровень подготовки обучающихся (вариативные учебные
планы), наличие условий (оборудованные рабочие места, наличие
информационной техники и оборудования в мастерских и учебных
кабинетах), санитарные нормы, требования современной педагогической
науки.
1.7. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются в
течение всего календарного года, включая каникулярное время.
1.8. Основные понятия, используемые в Положении:
1.8.1. Программа - комплекс основных характеристик образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты),
организационно­
педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде
учебного плана, календарно-учебного графика, содержания программы, а
также оценочных и методических материалов.
1.8.2. Учебный план - документ, который определяет перечень учебных
предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности.
1.8.3. Направленность образования - ориентация образовательной
программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие
виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам
освоения дополнительной общеразвивающей программы.
1.8.4. Содержание образования в объединениях Центра определяется
дополнительной
общеразвивающей
программой,
разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой Центром самостоятельно, и должно
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между участниками
образовательных отношений, обучающимися независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать

реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений,
обеспечивать развитие способностей обучающихся, формирование и
развитие его личности в соответствии с принятыми в семье
и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
1.9. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей
программы строится на следующих основаниях:
- свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и
режима их освоения;
соответствие дополнительных общеразвивающих
программ
и
форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным
особенностям обучающихся;
- вариативность,
гибкость
и
мобильность
дополнительных
общеразвивающих программ;
- разноуровневость дополнительных общеразвивающих программ;
модульность содержания дополнительных общеразвивающих
программ, возможность взаимозачета результатов;
- ориентация
на метапредметные
и личностные результаты
образования;
- творческий
и
продуктивный
характер
дополнительных
общеразвивающих программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
1.10. Дополнительные общеразвивающие программы:
способствуют обеспечению реализации права родителей (законных
представителей) на информирование об образовательных услугах, права на
выбор образовательных услуг, права на гарантию качества получаемых
услуг;
обеспечивают
интеграцию
и
координацию
деятельности
педагогического коллектива;
- определяют приоритеты в содержании дополнительного образования
детей.
II. Функции дополнительных общеразвивающих программ
Дополнительная общеразвивающая программа вне зависимости от
того, к какой образовательной области и направленности она относится,
выполняет следующие функции:
1) нормативную
- является
документом,
обязательным
для
выполнения в полном объеме;
2) целеполагания - определяет ценности и цели, для достижения
которых она разработана;
3) определения содержания образования - фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их
трудности;
4) процессуальную - определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия обучения;
5) оценочную - выявляет уровни усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного
развития обучающихся;
6) методическую
- методическое
сопровождение
содержания
дополнительной общеразвивающей программы и повышения квалификации
педагогов дополнительного образования.
III. Цель и задачи дополнительных общеразвивающих программ
3.1. Цель
дополнительной
общеразвивающей
программы
обеспечение
обучения,
воспитания
обучающихся.
Это
стратегия,

фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна,
перспективна, реальна, значима.
3.2. Задачи дополнительной общеразвивающей программы - это те
конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением
которых и является цель.
3.2.1. Личностные
задачи
формирование
общественной
активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения
в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
3.2.2. Метапредметные
задачи
развитие
мотивации
к
определенному
виду
деятельности,
потребности
в саморазвитии,
самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
3.2.3. Образовательные
(предметные)
задачи
развитие
познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную
деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков,
компетенций и т.п.
1У.Классификация дополнительных общеразвивающих программ
В Учреждении реализуются следующие типы дополнительных
общеразвивающих программ:
4.1. Модифицированная
программа
адаптированная
дополнительная общеразвивающая программа под условия учреждения,
скорректированная конкретным педагогом дополнительного образования.
Содержание данной программы основано на типовой или авторской
программе с внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения,
изменений в распределении часов, в отбор материала по темам, с учётом
возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов обучения и воспитания;
4.2. Экспериментальная
дополнительная
общеразвивающая
программа, целью которой является изменение содержания, организационно­
педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей
знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления
новизны предложений автора экспериментальная программа может
претендовать на статус авторской;
4.3. Авторская программа - программа, форма которой, полностью
разработанная педагогом дополнительного образования или коллективом
педагогов и которая содержит предложения по решению проблемы
образования, обязательно отличается новизной, актуальностью, содержит
гипотезу и концептуальное обоснование: цель, задачи и ожидаемые
результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и
конечных этапах, разработанные по логике замысла учебного плана с
кратким описанием занятий, характера заданий, форм организации
образовательной деятельности; описание методики, способов и средств
достижения программной цели, обеспечение ресурсами (материальнотехническими, кадровыми и пр.) и средствами обучения.
4.4. Адаптированная программа - программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
4.5. Образовательный процесс в Учреждении, осуществляющем
образовательную
деятельность,
организуется
в
соответствии
с
дополнительной общеразвивающей программой.

Продолжительность занятий
в объединениях устанавливается
локальным нормативным актом Учреждения, реализующего дополнительные
общеразвивающие программы.
4.6. При реализации дополнительных общеразвивающих программ
различной направленности (художественной, физкультурно-спортивной,
социально-педагогической, технической, естественнонаучной, туристскокраеведческой) могут предусматриваться как аудиторные, так и
внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам,
подгруппам, индивидуально или всем составом в соответствии с локальным
нормативным актом.
4.7. Сроки
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы определяются образовательной организацией самостоятельно, с
учетом категории обучающихся, их возрастом, особенностями здоровья,
особенностями
географического
расположения
образовательной
организации, «уровнем» программы.
4.8. По
форме
организации
образовательного
процесса
дополнительные общеразвивающие программы могут быть:
- комплексные;
- интегрированные;
- модульные.
4.9. Дополнительная
общеобразовательная
программа
может
реализовываться с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения
обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в
том числе иных организаций;
- различных
образовательных
технологий,
в
том
числе
дистанционных, и электронного обучения (возможно использование
смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в
очной/очно-заочной форме, а часть - в дистанционной форме);
- модульного принципа представления содержания образовательной
программы и построения учебных планов.
4.10. По срокам реализации дополнительные общеразвивающие
программы (бюджетные программы: значимые или общеразвивающие) с
учетом уровней сложности могут быть:
- краткосрочные (от 16 ч.);
- годичные (36 ч., 72 ч., 108 ч., 144 ч.);
- двух-, трехгодичные (108 ч., 144 ч., 216 ч., 288 ч.);
- долгосрочные (от 4-х лет и более).
Решение
о включении
дополнительной
общеобразовательной
программы
в реестр
сертифицированных
программ
принимается
Региональным модельным центром дополнительного образования детей при
установлении
одновременного
выполнения
следующих
условий
(приложение 1):
- продолжительность образовательной программы по учебному плану
не менее года (от 16 часов до 864 часов);
- продолжительность части образовательной программы (года
обучения, модуля) по учебному плану в часах составляет от 16 до 216 часов;
- число детей, одновременно находящихся в группе, составляет от 7 до
30 человек;
- ожидаемые результаты освоения образовательной программы
(каждой части образовательной программы) соответствуют обозначенным
программой целям и задачам ее реализации;

- содержание и условия реализации образовательной программы
соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
по программе;
- в рамках реализации программы предусматривается материальнотехническое обеспечение, необходимое для соблюдения условий реализации
программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной
программы;
- реализация программы направлена на формирование и развитие
творческих способностей детей и/или удовлетворение их индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования;
- реализация образовательной программы не нацелена на достижение
предметных результатов освоения основной образовательной программы
начального и(или) основного и(или) среднего общего образования,
предусмотренных федеральными государственными образовательными
стандартами основного общего образования.
V. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
5.1. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
должно соответствовать:
• достижениям мировой культуры, педагогической науки, российским
традициям, культурно-национальным особенностям региона;
• направленностям дополнительных общеразвивающих программ:
(художественной, физкультурно-спортивной, технической, социально­
педагогической, естественнонаучной, туристско-краеведческой);
• современным образовательным
технологиям, отраженным
в
принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности,
результативности), формах и методах обучения (активных методах
дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях,
конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и
управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности
обучающихся); средствах обучения (перечне необходимого оборудования,
инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в
объединении).
5.2. Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной программе должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а
также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том
числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
5.3. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки
обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной
и
утвержденной
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, п.4 ст.75 ФЗ - 273 «Закона об образовании в РФ».
Одним из принципов разработки и реализации дополнительных
общеразвивающих программ является разноуровневость. Такие программы
представляют всем обучающимся возможность занятий независимо от
способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью
понимается соблюдение при разработке и реализации дополнительных
общеразвивающих
программ таких принципов,
которые позволяют
учитывать разный уровень развития и разную
степень освоенности
содержания обучающимися. Такие дополнительные общеразвивающие
программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения
содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и
степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей
каждого из участников рассматриваемой программы.
5.4. Содержание и материал дополнительной общеразвивающей
программы должны быть организованы по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности:
1. «Стартовый».
Предполагает использование
и реализацию
общедоступных
и
универсальных
форм
организации
материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы. Дополнительные общеразвивающие программы с количеством
часов: 12 часов (на месяц), 36 часов (1час в неделю), 72 часа (2 часа в
неделю), 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю). Срок
реализация: 1 год, 2 года. Возраст: 5-18 лет (разновозрастный).
К стартовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие
программы по обучению школьников в рамках интеграции дополнительного
образования в общее образование с количеством часов в учебный год - 12,
36, 72 часа ( 1, 2 часа в неделю). Занятия проводятся всей группой (классом)
или с разбивкой на подгруппы (декоративно-прикладное творчество).
2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно­
тематического направления программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов:
72 часа (2 часа в неделю), 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в
неделю), 216 часов (6 часов в неделю), 288 часа (8 часов в неделю), 324 часа
(9 часов в неделю, музыкально-художественное творчество, физкультурно­
спортивное направление). Срок реализации: от 1 года до 3-х лет. Возраст: 8 18 лет (разновозрастные).
3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение

содержания программы и доступ к около профессиональным и
профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического
направления программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов:
108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в
неделю), 324 часа (9 часов в неделю музыкально-художественное
творчество), 432 часа (12 часов в неделю физкультурно-спортивное
направление). Срок реализации: от 2-х лет до 5 лет. Возраст: 10-18 лет
(разновозрастные).
5.5. Каждый участник дополнительной общеразвивающей программы
должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных
уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки
изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень
готовности к освоению содержания и материала заявленного участником
уровня).
5.6. На
базовом и продвинутом уровнях допускается обучение по
индивидуальному учебному плану (для одарённых детей) и ускоренное
обучение, п.З ст.34 Ф3-273. Индивидуальный учебный план является
приложением к дополнительной общеразвивающей программе.
5.7. Дифференцированный по соответствующим уровням учебный
материал может предлагаться в разных формах и типах источников для
участников дополнительной общеразвивающей программы. Предлагается
предусматривать
при
разработке
и
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы размещение методических и дидактических
материалов на ресурсах в информационно-коммуникационной сети
«Интернет»; в печатном виде (учебники, рабочие тетради, методические
пособия); в машиночитаемом виде, в формате, доступном для чтения на
электронных устройствах (на персональных компьютерах, планшетах,
смартфонах в форматах pdf, doc, docx); в наглядном виде, посредством
макетов, прототипов и реальных предметов и средств деятельности.
5.8. Каждый
из трех уровней должен предполагать универсальную
доступность
для
обучающихся
с
любым
видом
и
типом
психофизиологических особенностей. Материал программы должен
учитывать особенности здоровья тех обучающихся, которые могут
испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении какихлибо манипуляций с предлагаемым им материалом.
5.9. Более подробная дифференциация материала по многообразию
уровней (ступеней) сложности осуществляется исходя из содержательной
части программы. Дополнительная общеразвивающая программа должна
иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности,
содержания программы и соответствующие им достижения участников.
5.10.
При реализации многоуровневых программ, для повышения
мотивации обучающихся необходимо разработать систему стимулирующего
поощрения достижений, в которой обучающийся, осваивающий программу,
будет получать отличительные знаки за освоение каждой ступени
программы.
VI. Структура дополнительной общеразвивающей программы
(приложение 2 «Методическая карта для оценивания соответствия
структуры и содержания дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ требованиям»).
Структура дополнительной общеразвивающей программы включает
следующие структурные элементы:
• Титульныи лист;

• Раздел № 1 "Комплекс основных характеристик образования";
• Раздел № 2 "Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации".
6.1. Титульный лист программы - первая страница, предваряющая
текст программы и служащая источником библиографической информации,
необходимой для идентификации документа (наименование вышестоящих
органов образования (по подчиненности учреждения, организации);
наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава
организации); дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего
программу к реализации; гриф утверждения программы (с указанием ФИО
руководителя, даты и номера приказа); название программы; адресат
программы (возраст участников программы); срок реализации программы;
ФИО, должность разработчика(ов) программы; место (город и год
разработки программы).
6.2. Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеразвивающей программы:
6.2.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы:
- техническая,
естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
- актуальность программы - своевременность, необходимость,
соответствие потребностям времени. Актуальность определяется как
ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного
образования проблем; может базироваться на анализе социальных проблем,
материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта,
детского или родительского спроса, современных требований модернизации
образования, потребностей общества и социальном заказе; должно быть
обосновано
соответствие
программы
региональным
социальноэкономическим и социокультурным потребностям и проблемам;
- педагогическая целесообразность - аргументированное обоснование
педагогических приемов, использования форм, средств и методов
образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами
дополнительного образования. Важно показать собственные взгляды
педагога на проблему и определить практическую важность взаимосвязи
выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их
обеспечения; степень отражения в программе условий для социального,
культурного,
профессионального
самоопределения
и
творческой
самореализации личности обучающегося; наличие инновационных
подходов.
- отличительные особенности программы - основные идеи,
отличающие программу от существующих. Следует обосновать своеобразие
программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем
программа отличается от уже существующих в данном направлении (в
постановке образовательных задач, в построении учебного плана, в
содержании занятий, в использованной разработчиком литературе, в
изложенных основных идеях, на которых базируется программа. Данный
раздел пояснительной записки может быть логически объединен с разделом
"Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность".
- адресат программы - краткая характеристика обучающихся по
программе,
возрастные
особенности,
иные
медико-психолого­
педагогические характеристики. Примерный портрет учащегося, для

которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст,
уровень
развития,
круг
интересов,
личностные
характеристики,
потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические
характеристики; дается характеристика возрастно- психологических
особенностей обучающихся, обосновываются принципы формирования
групп, количество обучающихся в группе;
- уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной
общеобразовательной
программы.
Указывается
продолжительность
образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год;
могут
быть
выделены
этапы,
определен
уровень
программы
(ознакомительный, базовый, углубленный), предусматривается реализация
краткосрочных программ (от 16 ч.), в том числе в формате "интенсивов";
- формы обучения - очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная
(Закон № 273-ФЭ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание
различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273ФЭ, гл. 2, ст. 17, п. 4);
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий
(общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю)
- срок освоения программы - определяется содержанием программы количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- особенности организации образовательного процесса - состав
группы (постоянный, переменный и др.); занятия (индивидуальные,
групповые и т.д.); виды занятий по программе (лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические
занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки,
творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных
работ); группы учащихся одного возраста или разновозрастные группы,
индивидуальные занятия.
6.2.2. Цель и задачи программы:
- Цель программы связана с названием программы, отражает ее
основную
направленность и желаемый
конечный результат;
предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если
срок реализации программы более одного года ("ключевые" слова:
- -создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика,
укрепление, взаимодействие, формирование, становление и т.д.).
- Задачи
программы
образовательные
(предметные):
приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и
т.п.
- Личностные:
формирование
общественной
активности
личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в
социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; готовность и
способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность мотивации к обучению, способность ставить цели и
строить жизненные планы, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме;
- Метапредметные: умение самостоятельно определять цели
своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей,
осуществлять контроль своей деятельности, владение основами
самоконтроля, самооценки; умения определять понятия, создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность; работать индивидуально и
в группе, разрешать конфликты, владение устной и письменной речью.
6.2.3. Содержание программы:
Содержание программы должно быть отражено в учебном плане или
УТП.
- учебный план содержит название разделов и тем программы,
количество теоретических и практических часов, и формы аттестации
(контроля), оформляется в табличной форме;
- содержание учебного плана - включает: название темы,
описание теоретического и практического материала, формы контроля
по каждой теме. При наличии тематических модулей, по каждому
модулю должны быть указаны: образовательная задача модуля, которая
будет поставлена перед учащимися; учебные задачи (подзадачи)
модуля, которые будут поставлены перед учащимися; предполагаемые
тематические рабочие группы учащихся и форматы их работы;
тематическая программа модуля, которая должна обеспечивать
интегративность,
преемственность
содержания
программы,
ее
уровневость (ознакомительный, базовый, продвинутый).
6.2.4. Планируемые результаты:
- предметные результаты (требования к знаниям и умениям,
которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по
программе, т.е. что он должен знать и уметь);
- личностные результаты (готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению),
- метапредметные результаты (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
6.3. Комплекс организационно-педагогических условий:
- календарный учебный
график - это составная часть
дополнительной
общеразвивающей
программы,
являющейся
комплексом основных характеристик образования и определяет
количество
учебных
недель
и
количество учебных
дней,
продолжительность каникул, дата начала и окончания учебных
недель/дней, продолжительность каникул, режим занятий, сроки
контрольных процедур. Календарный учебный график является
обязательным приложением к
дополнительной общеразвивающей
программе и составляется для каждой группы (ФЗ №273, ст.2, п.92;
ст.47, п.5).
Календарный учебный график
-условия реализации программы - реальная и доступная
совокупность условий реализации программы - помещения, площадки,
оборудование, приборы, информационные, методические и иные
ресурсы;
- формы аттестации/контроля - зачет, контрольная работа,
творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно­
прикладного творчества, отчетные индивидуально для определения
результативности
усвоения
дополнительной
общеразвивающей
программы, отражают цели и задачи программы;
-оценочные материалы - пакет диагностических методик,
позволяющих определить достижение обучающимися планируемых

результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- методические
материалы
обеспечение
программы
методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации указание тематики и формы методических материалов по программе;
описание используемых методик и технологий; современные
педагогические и информационные технологии; групповые и
индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план,
если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273,
ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- список литературы - включает основную и дополнительную
учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений,
контрольные задания, тестов, практических работ и практикумов,
хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный
материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен
для разных участников образовательного процесса - педагогов,
обучающихся; оформляется в соответствии с требованиями к
оформлению библиографических ссылок.
Основная (3-6 источников, 2013 - 2019 гг. издания) и
дополнительная учебная литература (учебные пособия, сборники
упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и
практикумов, хрестоматии); наглядный материал (альбомы, атласы,
карты, таблицы).
Список должен быть составлен для разных участников
образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) и оформлен в
соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ
Р 7.0.5-2008.
VII.
Права разработчика дополнительной общеразвивающ
программы
7.1. Дополнительная общеразвивающая
программа
разрабатывается
педагогом
дополнительного
образования
самостоятельно.
7.2. Разработчик
дополнительной
общеразвивающей
программы самостоятельно определяет:
1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной
общеразвивающей программы;
актуальность и
отличительные
признаки программы; от других программ ДОД;
2) образовательную область и содержание дополнительной
общеразвивающей программы, наполнение отдельных разделов (тем);
последовательность их изучения и количество часов на освоение, с
разбивкой
на
теоретические
и
практические
занятия;
продолжительность и частоту занятий в неделю;
3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню
развития и др.);
4) приёмы, методы и формы организации образовательного
процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и
материалам;
возможности
использования
информационно­
коммуникационных технологий;
5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы
выявления.
7.3.
Дополнительная общеразвивающая программа должна бы
рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Порядок и
регламент
корректировки
программы
разработчик
фиксирует
в
пояснительной записке или в условиях ее реализации.

VIII. Ответственность
8.1. В соответствии с приказом Министерства образования и науки
РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности __по__ дополнительным
общеразвивающим программам» учреждение несет ответственность «за
реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с
утвержденными
учебными
планами
и
качество
реализуемых
образовательных программ.
8.2. Педагог
- разработчик программы несет ответственность за
качество и полноту реализации дополнительной общеразвивающей
программы; объективность контроля учебных достижений обучающихся.
8.3. Методист:
- оказывает методическую помощь педагогам дополнительного
образования в разработке дополнительных общеразвивающих программ;
- готовит данные программы к рассмотрению и утверждению
программ на методическом или педагогическом совете.
8.4. Председатель
методического совета (методист, эксперт) несёт
ответственность за качество проведения экспертизы дополнительной
общеразвивающей программы.
IX. Порядок
принятия
и
утверждения
дополнительной
общеразвивающей программы
9.1. Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и
принимается на методическом или педагогическом совете, утверждается
приказом директора Учреждения. Только после утверждения программы
приказом
директора
образовательного
учреждения
(руководителя
организации) она может считаться полноценным нормативно-правовым
документом детского объединения дополнительного образования.
9.2. Методист, члены экспертного совета учреждения готовят
экспертные
заключения
(внутреннюю
рецензию)
на
каждую
дополнительную общеразвивающую программу.
9.3. На титульном листе должны присутствовать гриф о
рассмотрении и принятии программы с указанием номеров протоколов и
даты рассмотрения; гриф об утверждении программы директором со
ссылкой на приказ по учреждению (номер приказа и дата подписания
приказа).

Приложение 1
ТРЕБОВАНИЯ
к дополнительным общеобразовательным программам, определенным
в муниципальном районе (городском округе) для включения в реестр
сертифицированных программ
1. Решение о включении дополнительной общеобразовательной
программы в реестр сертифицированных программ принимается
Региональным модельным центром дополнительного образования детей
при установлении одновременного выполнения следующих условий;
продолжительность образовательной программы по учебному
плану не менее года (от 16 часов до 864 часов);
продолжительность части образовательной программы (года
обучения, модуля) по учебному плану в часах составляет от
16 до 216
часов;
число детей, одновременно находящихся в группе, составляет от 7 до
30 человек;
ожидаемые результаты освоения образовательной программы
(каждой части образовательной программы) соответствуют обозначенным
программой целям и задачам ее реализации;
содержание и условия реализации образовательной программы
соответствуют
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
обучающихся по программе;
в рамках реализации программы предусматривается материальнотехническое обеспечение, необходимое для соблюдения условий
реализации программы и достижения заявленных результатов освоения
образовательной программы;
реализация программы направлена на формирование и развитие
творческих способностей детей и/или удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования;
реализация образовательной программы
не нацелена на
достижение предметных результатов освоения основной образовательной
программы начального и(или) основного и(или) среднего общего
образования,
предусмотренных
федеральными
государственными
образовательными стандартами основного общего образования.
2. Дополнительная общеобразовательная программа содержит все
необходимые компоненты, предусмотренные следующими нормативными
документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепцией
развития
дополнительного образования
детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04
сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196
”0 6 утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей";
Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242

"О направлении
информации"
(вместе
с "Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы").
3. Проектирование
и
реализация
дополнительной
общеобразовательной программы строится на следующих основаниях:
свобода выбора образовательной программы и режима ее освоения;
соответствие образовательной программы и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность образовательной программы;
разноуровневость (ступенчатость) образовательной программы;
модульность содержания образовательной программы, возможность
взаимозачета результатов;
ориентация
на метапредметные и личностные результаты
образования;
творческий и продуктивный характер образовательной программы;
открытый и сетевой характер реализации образовательной программы.
4.Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
программе должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том
числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию обучающихся к
жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
5 .Дополнительная
общеобразовательная
программа
может
реализовываться с использованием:
сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимся
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе
иных организаций;
различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и
электронного обучения (возможно использование смешанной технологии,
при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а
часть - в дистанционной форме);
модульного принципа представления содержания образовательной
программы и построения учебных планов.

п
Прошито, пронумеровано и скреплено
печатью Щ ( (К и а й х ш ц с и пк _____ ) листов
Должность
Подпись

о#?С£Ж &/ U

У'£к 'ЛГМ.

/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».